13 февраля 2025, 06:54, Александр Павлють
https://www.apavlyut.ru/p/vibe-coding,
https://t.me/apavlyut.
1. Macromedia Dreamviewer
2. Вайб это импульс
3. Наныть сайт
4. Инструменты подоспели
5. Пластмассовый мир побеждает
6. Вот он, разлом
В наше время была такая ужасно-прекрасная штука, как Dreamweaver. Инструмент, позволяющий при помощи drag-n-drop делать HTML-страницы. MS Word тоже покушался на это, но быстро соскочил с темы.
Все было терпимо: внешний вид страницы получался, картинки где надо подтягивались. Но проблема была в изменяемости кода страницы. Причем принципиальная.
Ты подвигал картинку влево — он полностью переделал подход к верстке. Конечно, это сказывалось на внешнем виде: он немного “ехал”. Но главная проблема была в том, что надо было вставить код в PHP, а раньше — дополнить SSI, чтобы хедер лежал в одном файле и его можно было править, а не в нескольких местах.
А потом еще выкладывать на сервер и т. д. — весь процесс ломался напрочь.
Добиться постоянства было очень сложно, и это выбешивало. Да и просто время отнимало на ненужные переделки.
Поэтому Dreamweaver дальше первых накидок не заходил. Не знаю, как у него дела сейчас.
Молодежь говорит: “Нет от тебя, Саня, вайба (вейпа?), нашего молодежного”.
На русском языке мы называем это Smells Like Teen Spirit. Но сейчас принято вайбить, ок.
Вайб — это некий импульс, энергетический, от источника к получателю.
Уже многие стариканы задают вопросы: кто как использует ИИ в разработке? И до конца не понимают, в чем буст (прирост производительности).
На что я аккуратно отвечаю: если ты инженер, разработчик хоть какой-никакой, мид+, то для тебя ИИ-разработка становится таким же Dreamweaver’ом.
Он вроде бы даже что-то хорошее делает, но исправлять за ним то, что он насобачил, даже просто просмотреть, проверить и понять — уже отнимает больше времени, в разы, чем самому делать по старинке.
Но вот, новый поворот: вайб-кодинг — это когда ты вообще не заглядываешь в код, а просто общаешься с продуктом, видишь результат.
И процесс разработки сводится к посылу “вайба” в машину — абсолютно неконкретных, абстрактных прилагательных, которые предлагается интерпретировать машине в результат.
Явление абсолютно не новое.
Работая в рекламном агентстве в середине нулевых, мы это называли “наныть” плакат/листовку/рекламу.
Суть такова: заказчик приходит и, как правило, вообще не знает, что хочет и как хочет. Но ему нужно, чтобы подошло.
Что значит “подошло” — никто никогда, разумеется, не знает до самого конца процесса.
Опустим историю тогдашнего генеративного креатива и прочих техник бредогенерации ради генерации и разберем метод “наныть”.
Это была реальная услуга, почасовая. Клиент садился рядом с дизайнером, дизайнер открывал на маке Illustrator или Corel на винде и начинал водить мышкой по холсту, а клиент ему в ухо говорил:
— Ну так, не так, вот подвинь, сделай чтобы радостно/грустно/весело, а подвинь, а увеличь, а “поиграй шрифтами”.
Потом это плавно перетекло на заказы веб-сайтов и страниц — такой же “наныв в уши”.
Но сайты быстро показали свою чуть более чем полную разницу с листовками, и этот способ уже так не продавался. Потому что счетчик тикает, а сайт как-то не делается “на глазах”.
Зато этот метод трансформировался в нежелание писать ТЗ, заполнять брифы и все прочее.
Кто не в курсе, это война длиной в век: клиент никогда не собирается подписывать требования. Не потому что он их не понимает. Он прекрасно лучше всех их понимает.
Но он также понимает (о чем не говорит вслух), что на самом деле не понимает, что ему надо. И очень хочет “поиграть шрифтами”, да так, чтобы не проиграть, то есть за твой счет.
И эта бесконечная борьба добра с разумом разорила не одну прекрасную студию веб-разработки.
Сечете, о чем я?
Теперь наныть сайт можно при помощи GPT.
Это уже не какие-то случайные демки, а вполне рабочие инструменты, доводящие страницу до продакшна.
Тот, кто двигает влево, подкрашивает красным или говорит “сделай, чтобы выглядело дорого” — это и есть вайб-кодинг.
Я думаю, что все CRM-системы и прочие тулинги типа отправки писем, регистрации и т. д. уже скоро подтянутся как коннекторы.
И мы получаем ситуацию “наныть сайт” решенной.
Но это же будет полный шлак, а не сайт и не система! — скажете вы.
И будете полностью правы!
Но это ваши личные проблемы.
Эстетические, технологические — господа техно-эстеты, айтишники, архитекторы и кто вы там сейчас.
Как когда-то в Тильду и прочие конструкторы ушел рынок людей с бюджетом 5 тыс. рублей на сайт.
Ну, они там сидят и генерят себе непойми что, непойми зачем, но получают “свой сайт”! Играют там шрифтами и т. д.
А сейчас эти творцы получают доступ к созданию в принципе полноценных стартапов и сервисов – а имя им легион!
Вот где тектонический разлом.
Разработчики – никто не будет заставлять вас писать код с помощью машинного обучения, вы попробуете и у большинства осядет это где-то на уровне продвинутого автокомлита или линтера.
Меня, например, в редакторе бесят и автокомплит, и линтеры. Я считал и считаю это атрофированием мозга, особенно у начинающих, но об этом потом.
А сейчас нам подключают турбоговномет, который по своей мощи делает переход количества в качество (в диалектическом, а не “хорошего качества” смысле).
Теперь можно наныть сайты и системы в промышленных масштабах человечества.
Это уже вопрос решенный. Мы просто смотрим на темпы развития.
Раньше развитие шло постепенно.
Сейчас скачок просто закрывает стадию появления и развития разработчиков, какими мы их привыкли знать.
Мы свой век доживем, но мы станем теми самыми COBOL COWBOYS — каждый в своем продукте.
И лучше бы это был свой продукт, а не то вайб-волна вас смоет.
Не потому что вы проиграете конкуренцию вайб-кодеру.
А потому что придет вайб-менеджер, для которого вы просто непонятны.
Всего вам доброго.
13 февраля 2025, 06:54, Александр Павлють
https://www.apavlyut.ru/p/vibe-coding,
https://t.me/apavlyut.